Регистрация   Имя:    Пароль:    Забыли пароль?  
ПОИСК:

Гостиницы Сочи (главная) :: Статьи :: Увертюра к… олимпиаде

Увертюра к… олимпиаде

05.02.2009
  
Увеличить шрифт  Уменьшить шрифт

Увертюрой Моцарта к опере "Дон Жуан" в исполнении Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" в воскресенье в Зимнем театре открылся II зимний международный фестиваль классической музыки Юрия Башмета "Сочи-2009", проводимый под эгидой Федерального агентства по физической культуре и спорту, а также Федерального агентства по культуре и кинематографии. Приветственный адрес фестивалю направил премьер-министр России Владимир Путин. "Отрадно, что ваш форум обретает традиции, становится все более популярным, а его программа – насыщенней и зрелищней, – говорится в послании. – Убежден, что громкие имена участников, богатство репертуара, разнообразие спортивных и развлекательных программ вызовут живой интерес публики, позволят вашему фестивалю занять достойное место в ряду наиболее перспективных и успешных творческих проектов. А главное – будут способствовать популяризации города Сочи как столицы XXII зимних Олимпийских игр". Исполняющий обязанности главы города Анатолий Пахомов в своем обращении на торжественной церемонии открытия подчеркнул, что проведение Олимпиады в феврале 2014 года совпадает по срокам с седьмым по счету фестивалем.
– Это музыкальное событие очень органично вписалось в фестивальную палитру курорта, – отметил Пахомов. – Мы снова станем свидетелями того, как великий маэстро Юрий Башмет, идеолог и создатель Зимнего фестиваля в зимнем Сочи, лично даст несколько фантастических концертов, которые, без сомнения, оставят у нас в душе мощный заряд высокого искусства!
ПОД ШКВАЛ АПЛОДИСМЕНТОВ
Гала-концерт транслировался в прямом эфире телеканала "Культура". Звучали произведения Моцарта, Бруха, Рахманинова, Шуберта. Наряду с Башметом на сцену в этот вечер вышли один из самых талантливых молодых пианистов XXI века, ученик выдающегося педагога, профессора Московской консерватории Льва Наумова Александр Мельников, лауреат международных конкурсов скрипачка Алена Баева и сопрано из Пуэрто-Рико Рамос Мельба. Вел концерт музыковед Святослав Бэлза.
– Это малая музыкальная Олимпиада, ибо сюда приглашают чемпионов исполнительского искусства, – сказал он собравшимся. – И одновременно достойная музыкальная увертюра сочинской зимней Олимпиаде 2014 года.
Первое же появление живого фестивального "талисмана" вызвало бурные аплодисменты зала. Очень тепло приняли выступление Мельба, продолжившей моцартовский репертуар исполнением арий из опер "Так поступают все", "Свадьба Фигаро" и "Милосердие Тито". За дирижерским пультом аккомпанирующего певице оркестра "Новая Россия" Башмета сменил известный дирижер Евгений Бушков. Затем его место занял Александр Сладковский – Юрий Абрамович взял в руки свой легендарный альт работы мастера Тесторе и вместе с Баевой исполнил концерт для скрипки и альта Бруха, утонувший в шквале рукоплесканий. Еще одним ярким моментом стало эмоциональное выступление Мельникова, который с оркестром под руководством Башмета сыграл рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини. В завершение заявленной программы прозвучала Пятая симфония Шуберта, однако оркестр и маэстро преподнесли публике сюрприз. На бис прозвучали "Венгерский танец" Брамса и искрометно-зажигательное произведение под названием "Тика". По окончании концерта публика, сотрясавшая аплодисментами своды Зимнего, провожала музыкантов стоя.
В рамках фестиваля, который продлится до 7 февраля, запланированы выступления ведущих российских музыкантов (Валерия Гергиева, камерного ансамбля "Солисты Москвы", "Терем-Квартета"), благотворительные концерты для детей и мастер-классы. Естественно, в столице Белой олимпиады спортивную тему нельзя обойти даже на музыкальном фестивале. Традиционный турнир по керлингу среди музыкантов дополнили соревнования по хоккею и катание на горных лыжах.
На пресс-конференции, состоявшейся за несколько часов до гала-концерта, заместитель главы города Ирина Романец напомнила о разработанной Министерством культуры стратегии развития Сочи как фестивальной столицы: 2010-й будет объявлен здесь Годом кино, 2011-й – Годом театра, 2012-й – Годом музыки, 2013-й – Годом музеев. Директор московской Дирекции концертных программ Дмитрий Гринченко рассказал журналистам, что Юрий Абрамович и его музыканты своим искусством озаряют сочинский февраль третий год подряд. Здесь открывался юбилейный тур "Солистов Москвы" и проходил I зимний фестиваль в Зимнем.
– Приезжать сюда тем приятнее, что в Москве сейчас минус двадцать, а в Сочи – весна, – улыбнулся Гринченко. – В прошлом году в рамках фестиваля прошло 4 концерта, в нынешнем – 9.
– Идея "зимней прописки" нашего проекта, – говорит Юрий Башмет, – никогда не встречала сопротивления. Однако настоящая поддержка со стороны администрации города и Правительства России (причем не только финансовая – про деньги сегодня говорить вообще не модно) стала ощутима только сейчас. Премьер-министр даже собирался лично посетить открытие фестиваля, но оно совпало с интронизацией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. И, как я понял, "вечерним рейсом" Владимир Владимирович к нам не прилетит. Хотя будет еще гала-концерт по случаю закрытия… 7-го в Зимнем будет дирижировать Валера Гергиев, что тоже очень важно. Его зазывает весь мир, а он едет сюда.
БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ
– Время корректирует планы. Иногда, к сожалению. Выступление хора Сикстинской капеллы Ватикана в России в рамках сочинского фестиваля в день интронизации нового патриарха воспринималось бы более чем символично. И все же задуманному не суждено осуществиться. Почему?
– Вмешалась политика, – объясняет Дмитрий Гринченко. – Этот хор подчиняется лично Папе Римскому и не может приехать к нам просто как художественный коллектив. Соблюсти все тонкости надлежащей процедуры, прислать официальное письмо о приезде хора Ватикан не смог в связи со смертью в декабре Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, то есть формальным отсутствием главы Русской православной церкви. Однако такое выступление, надеюсь, все же состоится. Скорее всего, в Москве в мае.
– 30 января во время концерта в Турине струны на вашем старинном альте, Юрий Абрамович, неожиданно оборвались. Как самочувствие инструмента?
– Я, признаться, удивился, что лопнувшие струны вызвали такой широкий резонанс во всем мире: CNN, "Евроньюс"… По телевидению, на радио и в газетах начали высказываться версии одна необычнее другой. В Италии кто-то тут же припомнил подпиленные струны на скрипке Паганини… Думаю, в моем случае все обошлось без козней конкурентов. Просто так совпало. Во время исполнения произведения Романа Леденева на альте порвалась петля из стальной проволоки… Причем нота была медленная! Верхняя дека находится под огромным напряжением (около тонны). Дереву – 250 лет, юбилей инструмента недавно отмечали в Москве. И представьте себе, что в одно мгновение это напряжение исчезает. Разумеется, альт мог превратиться в пыль. Однако нет даже трещин. Дужка, которая внутри держит верхнюю и нижнюю деки, не упала. Если б упала, а струны продолжали давить, то инструмент бы погиб. Кроме того, если бы лопнула одна струна, можно было играть на оставшихся. У меня такое случилось на одном конкурсе во время исполнения концерта Бартока, в результате – невероятный успех. Публика любит неожиданности и эффектные сюжетные повороты. А тут куда-то улетел механизм, державший все четыре струны! Да, была опасность, что проволока, которой подгрифник крепится за пуговицу, могла проткнуть горло и проехаться по всему лицу... Но Бог миловал: альт не сломался, и я не пострадал!
Возникла пауза. "Сделано в Италии", – прокомментировал я неприятность с альтом на английском и попросил три минуты. И все это в прямом телерадиоэфире (наш концерт транслировался на всю Италию)! Зал вначале замер, потом почему-то зааплодировал. Тогда я взял альт у концертмейстера из группы альтов. Правда, его инструмент на три сантиметра длиннее, что существенно! Однако своей игрой на "чужом" альте остался доволен. Кстати, мастер, его изготовивший, сидел в зале. Это итальянец лет тридцати. Оказывается, его детище, выручившее меня в трудную минуту, несколько лет назад получило в Америке первую премию в конкурсе современных струнных инструментов. Местные газеты на следующее утро написали, что "знаменитый альт Маджини" в руках маэстро Башмета звучал ничуть не хуже, чем инструмент Тесторе. Вот такая реклама молодому мастеру, починившему потом мой альт! И в Сочи я буду играть именно на нем.
БЕНЕФИС АЛЬТА
Вчера вечером в Зимнем состоялся концерт под названием "Бенефис альта". Камерный ансамбль "Солисты Москвы" и солировавший Юрий Башмет исполнили произведения Телемана, Хиндемита, Генделя, Моцарта, Шостаковича. А утром на ледовом катке в соревновании по керлингу маэстро в составе "Солистов Москвы" вступил в противоборство со сборной Государственного симфонического оркестра "Новая Россия". Обе команды тренировала заслуженный тренер РФ и тренер олимпийской сборной Ольга Андрианова (на снимке внизу). Победу в поединке одержала команда Башмета…
– Я давно уже совершаю одно большое гастрольное турне, – размышляет вслух тот, чье имя по общему признанию – высочайшая планка исполнительского искусства XX века. – Альтистом стал совершенно случайно. Мальчишкой я только для мамочки играл на скрипочке, а так, для души, был поп-звездой у себя во Львове. Играл на гитаре, у меня была группа, мы зарабатывали деньги. Очень популярным был, и все девочки меня любили. Дома у меня был прекрасный репетитор, который терпеливо "ставил" мне руки. Вопрос об альте впервые возник перед восьмым классом музыкальной школы, когда нужно было делать выбор между ним и скрипкой. Один мой хороший знакомый альтист сказал: "Перейди на альт, у тебя будет больше времени для гитары". Именно этот аргумент стал решающим.
У меня был очень плохой фабричный инструмент за 90 рублей, с которым я поступал в консерваторию. А в конце первого курса мне приснился сон – я играл а зале, слышал звук (я его до сих пор помню) и шепот двух женщин – одна говорила другой: "Какое звучание! Какой инструмент!" Удивительно, что когда я проснулся и пошел смотреть почту, то обнаружил записку: "Срочно позвоните профессору Борисовскому". Это был мой педагог. Когда я позвонил, он мне сказал: “Приезжай, “итальяшка” тебя ждет”. “Итальяшка” стоил 1500 рублей, и это было дешево. Тогда инструмент такого класса стоил не менее 3000 рублей, но кто-то уезжал и срочно продавал. Деньги мы собрали с большим трудом. У меня в загашнике было 400 рублей, заработанных гитарой на песнях "Битлз", дедушка дал около 600, остальные – отец, заняв у знакомых. Мастер "итальяшки" – Паоло Антонио Тесторе. Это 1758 год, миланская школа. И вот на этом альте я играю с 1976 года. Конечно, у меня были возможности купить другой, но я пока не встретил более подходящего для меня лично инструмента. Он, конечно, не без изъянов, но мы подошли друг другу. Это большое счастье, что мы встретились.
Если ты плохо относишься к человеку, не может быть настоящего контакта. Мы стоим все вместе на сцене, и без искренности, открытости, правды чувств единения не получается. Конечно, невозможно гарантировать чистоту помыслов и благородство чувств каждого участника коллектива. Нельзя ручаться, что не проявится у кого-то какой-то, простите за выражение, сволочной характер. Однако сейчас я буду подходить к людям с иных позиций. Сейчас для меня человеческая порядочность и профессионализм меняются местами. И если что-либо возникнет, сразу, не задумываясь, я гадкого человека, будь он отличный музыкант, выгоню, а честного, благородного, пусть в профессиональном смысле немного уступающего, оставлю. Лучше я его научу играть! Порядочность превыше всего.
Однажды я проходил мимо рояля – почему-то присел, сыграл несколько нот… Понравилось. И я стал это развивать. В результате получилось нечто романтическое, где-то между Шопеном и Шуманом. Конца, впрочем, так и не придумал… Конечно же, я это не записал, но помню очень хорошо. Так, в Токио я даже "пошутил": там замечательно играла на концерте Марта Аргерих – знаменитая швейцарская пианистка. Я зашел к ней в артистическую поздравить, и вдруг ужасно захотелось сыграть ей эту пьесу. Она эмоциональный человек, прямо-таки завизжала: где достать, она хочет играть это на бис… Ну я сказал, что автор – Клара Шуман. Она поверила. Но тут мне стало стыдно, и я признался…
"МОЙ КОРИДОР"
– Я оказался первым музыкантом, для которого открыли шкаф Моцарта в Зальцбурге и дали альт композитора, – вспоминает Башмет. – Двести лет к нему никто не прикасался. Мало того, я сказал, что Моцарт ничего не написал для альта, а только для альта и скрипки, поэтому мне нужна еще и скрипочка из того же шкафчика. Сделал я это для своего друга, прекрасного музыканта Олега Кагана. Он был уже смертельно болен, и для него это было особенно важно. Все происходило на высоком политическом уровне. Документы подписывал Шеварнадзе, бывший тогда министром иностранных дел. В общем, скрипку тоже выдали. Это было замечательно – мы играли на инструментах Моцарта и в его доме.
Я очень люблю кино. Люблю читать, но только то, что мне интересно. Лучшие стихи для меня – это Пушкин. Лучший джаз – традиционный, скажем, Оскар Питерсон. Не люблю смешивать жанры. Хотя есть исключения: скажем, песни группы "Битлз". Они в своем жанре. Но на грани. Люблю интеллигентные шутки. Здесь для меня непревзойденный идеал – скрипач Гидон Кремер. У него всегда все на очень высоком уровне…
Я много гастролирую, но непременно должен возвращаться домой. Москва – другого дома я не хочу, не мыслю себе. Здесь семья, друзья, близкие по духу, по воззрению люди. После долгих дней и недель странствий ощущение родного дома, доброжелательного отношения к тебе так необходимо и дорого.
У меня вся жизнь состоит из случайностей и по большому счету из счастливых. Первое – что я родился именно у своей мамы. Ее уже нет, к сожалению, но она была талантливым человеком. Сейчас я это понимаю. Случайность, что я выбрал альт. Случайность, что попал к Борисовскому, а после его смерти учился у Дружинина. Встреча с Рихтером, работа, общение с ним. Хорошие дети – тоже счастливая случайность.
Сказать, что музыка – это все, значит, сказать, что больше меня ничего не интересует, и детей у меня бы не было. Есть фанаты, которые живут только музыкой. Я тоже фанат своего дела, но мне кажется, что для дела лучше, когда твой кругозор, сфера деятельности шире, чтобы было откуда черпать новые ощущения, новые силы.
Я счастливый человек, потому что для меня музыка – это не работа, это хобби, за которое еще и деньги платят. Вот говорят: "Альт – это средний инструмент", а я говорю: "Альт – центральный инструмент". Что, разве стыдно, что я ничем больше не занимаюсь? А может, так и надо? Занятие музыкой – это мой коридор, движение по которому дарует мне космические откровения…
Егор СМИРНОВ.

www.sochi-news.ru

Добавить в закладки: 

Строительство морского порта в Сочи будет завершено до конца годаСтроительство морского порта в Сочи будет завершено до конца года
Министр транспорта РФ Игорь Левитин доложил премьер-министру России Владимиру Пу... Читать дальше...
В Сочи прошла первая в нынешнем году сессия Городского СобранияВ Сочи прошла первая в нынешнем году сессия Городского Собрания
3 февраля в Сочи прошла первая в нынешнем году сессия Городского Собрания. Об эт... Читать дальше...
Ровно пять лет осталось до начала Олимпийских игр в СочиРовно пять лет осталось до начала Олимпийских игр в Сочи
Зимние Олимпийские игры в Сочи стартуют ровно через пять лет, они начнутся в пят... Читать дальше...
В Сочи стартует Всероссийский студенческий марафонВ Сочи стартует Всероссийский студенческий марафон
В Сочи в комплексе "Дагомыс" стартует Всероссийский студенческий марафон в ритме... Читать дальше...
G-Technology - массивы RAID на Ваш стол для Mac и PC.

G-Technology - массивы RAID на Ваш стол для Mac и PC.
... Читать дальше...
Значение биологически активных добавок в обмене веществ человека

Значение биологически активных добавок в обмене веществ человека
... Читать дальше...
Коммерческая недвижимость - ситуация на рынке офисной недвижимости.

Коммерческая недвижимость - ситуация на рынке офисной недвижимости.
... Читать дальше...
Ваш комментарий к данной статье:
Жирный шрифт Курсив Подчеркнуть Выровнять влево Выровнять по центру Выровнять вправо Выровнять по ширине Вырезать Копировать Вставить Отменить Повторить Список Нумерованный список Верхний индекс Нижний индекс Вставить ссылку  Цвет:


Новости о Сочи
Правила использования материалов журнала
Статьи от журнала OlimpRus
Новости OlimpRus
Обратная связь
Сообщить об ошибке на этой странице